Понятие электронной подписи регламентируется Федеральным законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ и прочно вошло в нашу повседневную деятельность. Электронная подпись выдается на индивидуальных предпринимателей, юридические и физические лица, она определяет лицо, подписавшее электронный документ и придает ему юридическую силу.
Электронная подпись позволяет значительно упростить и ускорить документооборот, в том числе по сети интернет, поскольку нет необходимости обмениваться документами в бумажном виде, тратить время на доставку и получение документов, обмен документами занимает считанные минуты. Она используется во многих информационных системах, в том числе на государственных и коммерческих торговых площадках, на государственных порталах (гос. услуги, ЕФРСБ, честный знак, портал ЕГАИС, Мой арбитр и другие), для сдачи отчетности в контролирующие органы и подачи документов в учебные заведения, для электронного документооборота между организациями (ДиаДок).
Как правило, при отправке документов или подаче заявки, подписание документов происходит автоматически, непосредственно в той системе, где работает пользователь, но бывают случаи, когда перед отправкой документов их необходимо дополнительно подписать специальной программой, например, КриптоАРМ, на своем рабочем месте.
Для получения электронной подписи нужно обратиться к представителю удостоверяющего центра, заключить договор (возможно в виде оферты), предоставить необходимые документы и оплатить счет. Электронную подпись получает лично владелец или представитель с действующей доверенностью. Что бы обезопасить себя от неправомерного использования электронной подписи установку и настройку нужно производить в соответствии с требованиями безопасности и ограничить доступ посторонних лиц.